.
Социальные сети:
Название статьи:

Библейский Исход евреев - факты и фальсификации

Раздел статьи: Религия
Автор:
Дата публикации:
Описание статьи: Пока археологи прорабатывают библию, что бы установить что правда, а что выдумка, и действительно ли Моисей написал еврейскую Библию? Есть ли свидетельства подтверждающие исход избранного народа из Египта? Необходимо рассмотреть древние артефакты, которые помогли бы дотировать библейские события, и узнать какие, по мнению археологов, артефакты свидетельствуют о событиях, описанных в библии. Один из основоположников современной систематической египтологии В 1896 году у берегов Нила в южном Египте британский археолог Флиндерс Питри проводил раскопки Фивы в древнем городе мертвых. Здесь он сделал одно из самых важных открытий библейской археологии. Он обнаружил в песках царскую статую, высеченную их камня. Эта статуя была возведена в честь фараона Мернептаха, сына Рамсеса Великого, она стала известной как стела Мернептаха. Сегодня она хранится в каирском музее. Такие стелы древние египтяне называли триумфальными. Их делали в честь победы над иноземцами. Большая часть ее это иероглифическая надпись, которая прославляет победу Мернептаха над Ливией. Так же, на этой стеле упоминается о покорении народа...
Социальные сети:

Адам и Ева в райском саду. Авраам, Исаак, Иаков, Моисей - одни из самых узнаваемые персонажей ветхого завета. Но правда ли то, что сказано о них в Библии? Или же это только миф? Чем больше мы углубляемся в текст Библии, тем сложнее обнаружить там исторические данные. Бытие – большей частью это сборник мифов и рассказов о Мироздании. И обнаружить историческую составляющую там очень сложно. Мы отправляемся на поиски научных данных.

Пока археологи прорабатывают библию, что бы установить что правда, а что выдумка, и действительно ли Моисей написал еврейскую Библию? Есть ли свидетельства подтверждающие исход избранного народа из Египта? Необходимо рассмотреть древние артефакты, которые помогли бы дотировать библейские события, и узнать какие, по мнению археологов, артефакты свидетельствуют о событиях, описанных в библии.

Британский археолог Флиндерс Питри
Британский археолог Флиндерс Питри. Один из основоположников современной систематической египтологии

В 1896 году у берегов Нила в южном Египте британский археолог Флиндерс Питри проводил раскопки Фивы в древнем городе мертвых. Здесь он сделал одно из самых важных открытий библейской археологии. Он обнаружил в песках царскую статую, высеченную их камня. Эта статуя была возведена в честь фараона Мернептаха, сына Рамсеса Великого, она стала известной как стела Мернептаха. Сегодня она хранится в каирском музее. Такие стелы древние египтяне называли триумфальными. Их делали в честь победы над иноземцами. Большая часть ее это иероглифическая надпись, которая прославляет победу Мернептаха над Ливией. Так же, на этой стеле упоминается о покорении народа на востоке. В частности там говорится о завоевании Израиля.

История доказала, что самонадеянная хвальба фараона не соответствовала действительности. Стела Мернептаха это свидетельство не уничтожения, а появления на мировой сцене народа, который назывался народом Израиля. Это бесценное свидетельство существования этнической группы, которая называется народом Израиля.

Общепринятая египетская хронология дотирует это событие 1208 годом до нашей эры. Эта стела веское доказательство того, что народ называвшийся народом Израиля жил в Ханаане, то есть на территории современного Израиля и Палестины более трех тысяч лет назад.

Стела Мернептаха
Стела Мернептаха. Хранится в Египетском музее в Каире

Благодаря написанию еврейской библии, верования древних евреев не исчезли, а превратились в иудаизм. Одно из старейших, непрерывно практикуемых религий. Именно евреи оставили миру потрясающее наследство - веру в единого бога. Эта вера легла в основу двух других великих монотеистических религий, Христианство и Ислама.

Часто называемая ветхим заветом чтобы отличить ее от нового завета, описывающего события раннего христианства, еврейская библия, и вера в единого бога, сегодня вплетены в саму структуру мировой культуры.

Но в древности все народы, от египтян и греков до вавилонян, поклонялись множеству богов, как правило, в виде идолов. Как удалось евреям, единственным из древних народов найти концепцию единого Бога. Как родилась у них такая идея, которые так сильно изменила мир?

Сегодня археологи и специалисты по Библии пытаются достичь нового синтеза, который обещает стать не только свежим взглядом, но и более глубоким пониманием того, что хотели сказать авторы Библии. Мы не можем позволить себе игнорировать библейский текст, особенно если можно извлечь зерно истины из этих историй и использовать имеющиеся археологические данные.

Когда текст и артефакт указывают в одном направлении, тогда в наших руках оказывается действительно исторический материал. Ученые ищут места, где сходится наука и священное писание. Самая ранняя из них победная стела египетского фараона Мернептаха, датируемая 1208 до нашей эры. Стела и Библия говорят о том, что народ называвшийся народом Израиля жил в высокогорьях Ханаана, то есть на территории современного Израиля и Палестины.

В еврейской библии есть множество историй о происхождении Израиля. Вначале рассказывается, как Авраам покинул Месопотамию вместе со своей семьей и оправился к земле обетованной.

И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое.

Бытие 12:1-2

Согласно Библии этим обращением был заключен завет или священные договор, между Богом и Авраамом. В ознаменовании завета, Авраам и все мужчины прошли обряд обрезания. Его потомки станут Богом избранным народом. Они будут плодиться и размножаться и заселят всю землю между Египтом и Месопотамией. В ответ Авраам и его люди, которые станут народом Израиля, обязались почитать единого Бога.

Это новая идея, подобной раньше не было. Бог, в нашем понимании этого слова до Авраама не существовал. Сегодня трудно оценить насколько радикально, наверное, была эта идея о мире, где господствовал политеизм, поклонение множеству богов и идолов. Повествование об Аврааме входит в первую книгу библии Бытие, наряду с рассказами о Ное и всемирном потопе, об Адаме и Еве. Хотя они несут мощное послание, археологических или текстовых данных подтверждающих эти рассказы до сих пор не обнаружены.

Чем больше углубляешься в библейский текст, тем сложнее найти там исторический материал. Бытие большей частью это сборник мифов и историй о мироздании. Найти там историческую составляющую очень сложно. Отсутствие исторических свидетельств, заставляет ученых применять другой подход к чтению библейского повествования. Они выходят за рамки современного понимания правды и вымысла, задаваясь вопросом, а почему вообще была написана Библия?

И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем

Исход 34:27

Традиционно считается, что автор первых пяти книг Библии был Моисей. Бытие это история мироздания. Исход это рассказ о спасении от рабства и бегство в землю обетованную. Левит, Числа и Второзаконие – законы морали и принципы их соблюдения. Вместе они образуют Тору, которую часто называют Пятикнижием Моисея.

Археолог Рон Тэппи
Доктор Рон Тэппи, профессор Библии и археологии

Мнение о том, что Моисей лично написал первые пять книг библии практически не оспаривались до XVII века. Хотя вопросы на этот счет все же возникают. Например, в отношении самого конца последней книге Торы Второзаконие, где описывается смерть и похороны Моисея. Моисей не мог написать эти слова сам, ведь он умер и его похоронили. Если углубиться в текст, можно найти и другие противоречия. Взять например, сколько животных каждого вида должен был взять Ной на свой ковчег? В одном тексте говорится, что по паре каждого вида животных, а в другом сказано, что он должен взять семь пар чистых животных и две пары нечистых. В одной главе Библии говорится, что всемирный потоп длился 40 дней и 40 ночей, тогда как в следующей главе сказано, что он шел 150 дней. Чтобы узнать убыли ли воды потопа, Ной отправил голубя, а в предыдущем предложении говорится, что он послал ворона. На одной и той же странице переплетаются две полных версий рассказов о всемирном потопе.

Множество подобных противоречий на страницах библии указывает на то, что она была написана не одним автором. В действительности, в первых пяти книгах библии ученые идентифицировали почерк, по крайней мере, четырех различных групп истцов, которые составляли текст в течение нескольких сотен лет. Эта теория носит название документальная гипотеза. По одной из версии, это была своего рода антология которую составляли в течение многих столетий разные люди, которые что-то в нее добавляли и убирали.

Но когда начали писать библию? Тель-Зайит, маленькое местечко на юго-западной границе древнего Израиля, существовавшее еще в библейские времена. С 1999 года Рон Тэппи проводит здесь раскопки.

Был последний день сезона раскопок, ничем не отличавшегося от предыдущих. Я делал аэрофотоснимки, стоя в люльке автоподъемника, когда один волонтер сказал своему руководителю что увидел интересные следы от царапин, а возможно и буквы, высеченные в камне.

Буквы оказались бы редкой находкой, и Тэппи встал на колени, чтобы взглянуть на следы, его ждал уникальный сюрприз.

Тэппи извлек камень и отвез его в свою лабораторию в соседнем кибуце. И лишь тогда он понял, что это не просто надпись.

Я понял, что эта надпись представляет собой азбуку, а не повествовательный текст, буквы семитского алфавита написанные в правильном порядке.
Древнееврейский алфавит
Камень с древним еврейским алфавитом найденый в Тель-Зайите

Этот древний текст был ранней формой еврейского алфавита. Азбука из Тель Зайита самый древний обнаруженный еврейский алфавит. Он датируется примерно тысячным годом до нашей эры, а это значит, что возможно к этому времени еврейскую библию уже начали писать. Чтобы обнаружить самый древний текст Библии ученые исследуют правописания, грамматику и словарь иврита. Еврейская библия это сборник литературных произведений, которые писались в течение примерно тысячи лет и как любой язык иврит естественно сильно изменился за это время. Ученые изучают библию на языке оригинала, на иврите. Они ищут самые древние образцы языка, следовательно, самые старые обрывки. Они обнаружили такое в Исходе, второй книги библии.

Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море.

Исход 15:4

Это отрывок известный как песнь моря, кульминационный момент исхода. История о рабстве евреев в Египте и о том, как Моисей вывел их на свободу.

Не одно другое событие в библии не упоминается чаще, чем исход. С учетом создания древнееврейского письма, песни моря могла быть написана к тысячному году до нашей эры, то есть к тому времени, которым датируется алфавит Рона Тэппи. Но возможно ее читали как стихи задолго до появления еврейского письма. Вполне вероятно, что ее рассказывали в поэтической форме. Как правило, стихи проще запомнить чем прозу, поэтому считается что стихи передавались из уст в уста задолго до того как их начали записывать. Если стихи исхода такие древние, возможно ли что у этой истории есть историческая составляющая?

Голова статуи фараона Рамсес II
Фараон Древнего Египта Рамсес II, один из величайших фараонов Древнего Египта

Здесь на восточной дельте Нила в Египте археологи обнаружили затерянный город. На всех здешних статуях написано имя Рамсес II, одного из самых влиятельных правителей Египта. Именно Рамсеса традиционно считают фараоном исхода. В древнеегипетских текстах этот город называют Пер-Рамсес или «дом Рамсеса». Это название перекликается с библейским повествованием об исходе. Единственное что упомянуто в истории об исходе, и что мы вероятно можем связать с ними, это города которые было приказано строить евреям. Эти города Питом (Pithom) и Рамсес (Ramesses). Ученые сходятся во мнении о том, что библейский город Рамсес это древнеегипетский город Пер-Рамсес. Его руины находятся в современном городе Танисе.

Большинство египтологов отождествляют Пер-Рамсес (город Рамсеса) с Танисом, по той причине, что здесь полно статуй Рамесеидов. Такое схождения между археологией и библией задает временные рамки для исхода. Это не могло произойти раньше чем Рамсес стал царем, примерно в 1275 году до нашей эры и не могло случиться после 1208 года до нашей эры, временем которым датируется стела Мернептаха, сына Рамсеса II, которая точно указывает на то, что евреи были в Ханаане. В библии сказано, что произошла массовая миграция евреев, шестьсот тысяч мужчин и их семьи покинули Египет и затем странствовали по пустыне 40 лет. Но, даже предположив, что библия преувеличивает, за сто лет поисков археологи так и не обнаружили свидетельства миграции, которое можно было бы связать с исходом. Не одно место раскопок не дает нам информацию о маршруте странствий по пустыне. Исход просто нигде не подтверждается.

Сразу после исхода, Библия повествует о том, что Бог привел народ Израиля к земле обетованной - Ханаан. Археологические данные и библейские источники говорят о том, что Ханаан состоял из хорошо укрепленных городов-государств, в каждом из которых был свой царь подчинявшийся Египетским фараонам. В Ханаании ближневосточная культура процветавшая на протяжении тысячи лет поклонялась множеству богов и идолов. В Библии описывается как новый лидер Иисус Навин привел евреев в Ханаан, проведя молниеносную военную операцию.

Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом, и обрушилась стена города до своего основания.

Иисус Навин 6:20

Карта земля Ханаан
Ханаан - страна простирающаяся на запад от северо-западной излучины Евфрата и от Иордана до берега Средиземного моря

В тридцатые годы двадцатого века британский археолог Джон Гарстанг проводил раскопки в Иерихоне, в первом Ханаанском городе. Гарстанг нашел яркие свидетельства разрушения и заявил, что обнаружил те самые стены, которые обрушил Иисус Навин. В городе Хацор, которые библия описывает как величайший из всех Ханаанских городов, свидетельства разрушения еще больше.

Сегодня раскопки в Хацоре проводит один из ведущих израильских археологов Amnon Ben-Tor и его протеже и помощник Sharon Zuckerman. Среди пепла они обнаружили разрушенные стены от сильного пожара и оскверненную статую предположительно царя или бога покровителя Хацора. Ее голова и руки отсечены, видимо это сделали завоеватели города. Этот пожар стал концом Ханаанского Хацора. Вопрос номер один, кто это сделал?

Ученые склоняются к версии, что это были египтяне, но о том, что они делали что-то в Хацоре, сведений нет. Ни в одной из надписи того времени не упоминается Хацор. Может это сделать какой-то другой Ханаанский город-государство? Возможно. Но какой из них обладал для этого достаточной силой? Евреи? По традиции считается, что сделали это именно они. Итак, предположим, что именно их следует считать виновными в разрушении Хацора, пока не будет доказана их невиновность. Есть еще один Ханаанский город-государство, которое как считается разрушил Иисус Навин и его армия евреев. Это город Ай, обнаруженные на западном берегу реки Иордан на территории современной палестины. Здесь археологи находят свидетельство существования богатой Ханаанской культуры. В начале здесь появилась деревня, которая потом превратилась в город. Вокруг этого поселения были укрепления, которые впоследствии были разрушены.

Археологи обнаружили, что город Ай был разрушен примерно в 2200 году до нашей эры, Иерихон был разрушен 1500 году до нашей эры, а Хацор примерно в 1250м году до нашей эры. Очевидно что эти города-государства были разрушены не в одно и то же время. В действительности, из тридцати одного места которые как сказано в библии покорил Иисус Навин, лишь у некоторых были обнаружены следы войны. В большинстве этих мест следов вооруженного конфликта не обнаружено. В то же время было установлено, что большинство крупных Ханаанских городов, которые как считалось раньше, были разрушены древними евреями, не были разрушены вовсе, они пострадали от других народов.

Быстрое военное вторжение возглавляемое Иисусом Навином не может объяснить обстоятельств появления евреев в Ханаане. Но разрушения Хацора действительно совпадает со временем, судя по стеле Мернептаха евреи были в Ханаане. Так кто же разрушил Хацор?

Amnon Ben-Tor по прежнему считает, что город разрушили евреи, но его коллега Sharon Zuckerman придерживается иного мнения. Самое последнее разрушение заключалось в расчленении статуи царей и богов, больше похоже на внутренние восстания и мятежи, которые устраивали сами жители города, выражая свое недовольство правящей элитой, что приводило город в упадок. В действительности рухнула вся система Ханаанских городов-государств, включая Хацор и Иерихон. Судя по археологическим находкам и древним текстам, можно с уверенностью говорить, что это случилось в результате долгого периода упадка и беспорядков пронесшийся по Месопотамии от Эгейского моря и до Египетской империи примерно в 1200 году до нашей эры. Когда пыль осела, мы начинаем видеть, что образовалось на месте этой системы великих государств. Мы обнаруживаем, что образовавшуюся пустоту после распада государств, вдруг заняли другие, новые народы. Смогут ли археологи доказать что евреи были среди этих новых народов?

Археолог Джон Гарстанг
Джон Гарстанг - археолог, профессор, выдающийся специалист по ближневосточной археологии

В семидесятых годах двадцатого века археологи начали масштабное исследование на центральном нагорье Ханаана. Сегодня это в основном палестинская территория на западном берегу реки Иордан. Израэль Финкельштейн и его команда археологов разбили большую территорию на квадраты и проходили по ним, собирая все фрагменты древних керамических изделий лежавших на земле. За семь лет он прошел более 1000 квадратных километров, сортируя керамические изделия и отмечая места на карте где они были найдены.

Дотируя керамические изделия Финкельштейн обнаружил, что до тысячи двухсотого года до нашей эры здесь было примерно 25 поселений. По его подсчетам всего в этих поселениях жило от трех до пяти тысяч жителей. Но всего два столетия спустя произошел резкий рост числа поселений и населения в них. Количество поселений увеличилось примерно до 250, а численность возросла в 10 раз от нескольких тысяч до 45 тысяч человек или около того. Это слишком резкий рост населения чтобы его можно было объяснить естественными причинами, такой темп роста был невозможен в древности. Если это был не естественный рост? Тогда может быть волны рассредоточенных народов поселялись здесь, после распада системы великих государств.

После были найдены другие доказательства существования новой культуры. Новый тип простого жилища, которого никогда раньше не было. Это как раз то самое место, где если верить стеле Мернептаха и библии жил народ Израиля. Такие жилища появились по всей стране, и именно там жили евреи. Иногда их даже называют еврейские дома или дома еврейского типа. Люди из этих деревень, по всей видимости, жили более или менее в равноправном обществе, потому что никаких значительных архитектурных сооружениях здесь нет. Если мы посмотрим на находки, то увидим что это относительно недорогие вещи, это обычная керамика. Не хочу обидеть древних поселенцев или древних евреев, но в ней нет большой художественной ценности. Как ни удивительно, но эти обыденные керамические изделия, найденные на месте этих новых еврейских деревень, очень похоже на повседневную керамическую посуду, найденную в более древних Ханаанских городах. В действительности есть лишь одно различие - еврейский дом.

Такая сильная схожесть заставляет археологов сделать новый поразительный вывод о происхождении древних евреев. Предположительно большинство древних евреев произошли от ханааниев и вытеснили последних. Евреи всегда жили на земле израильской, это были коренные жители, но они образовывали разные группы, в большинстве своем, это были бедняки. Итак, речь идет о перемещении народов, а не о вторжении вооруженных орд извне. Это скорее был социально-экономический переворот.

В древних текстах сказано как правители Египта и подчинявшиеся им ханаанские цари облагали низшие классы Ханаана податью и даже обращали их в рабство. Радикально новая теория, основанная на археологических находках, наводит на мысль о том, что случилось дальше. Когда рухнул это деспотический общественный строй, семьи и племена бедняков, рабов и обычных ханааниев воспользовались этим шансом. В поисках лучшей жизни они покинули старые города-государства и направились в горы. Освободившись от гнета прошлого, они разошлись по новым местам как новый народ – народ Израиля.

В тексте Исхода приведена история о евреях, пришедших из Египта. Осадивших ханаанские города и уничтоживши их, впоследствии образовали свои государства на их земле. Но археологические находки говорят об обратном. Согласно археологическим данным подъем древнего Израиля был обусловлен распадом ханаанского общества. Археологические данные указывают на то, что евреи сами произошли от ханааниев. Тогда почему в библии постоянно говорится что евреи были чужаками в Ханаане? Авраам ушел из Месопотамии. Моисей вывел рабов из Египта и отвел их в землю обетованную. А Иисус Навин, был чужаком захвативший Ханаан. Возможно, ответ на этот вопрос кроется в желании идентифицировать себя по-новому. Если верить психологам, личность формируется когда говоришь о том, чем ты не являешься, то есть о ком то другом. Чтобы выяснить, кто мы есть на самом деле, надо понять, кем мы не являемся.

В еврейских деревнях явно не было великолепных дворцов, роскошных керамических изделий связываемых с царями и богатой элитой Ханаан. Евреям не нравилась ханаанская система, они противопоставляли себя этой системе. Не используя разукрашенных или импортных керамических изделий, они выработали идеологию простоты. Этим они и отличались от Египетской и Ханаанской системы. Если евреи хотели отмежеваться от своего ханаанского прошлого, что может быть лучше, чем создать историю об их уничтожении.

фараон Древнего Египта Сети I
Голова статуи Сети I, сын Рамсеса I и царицы Сатра.

Но история об Аврааме, Исходе и завоевании служит другой целью. Они прославляют силу, которая как сказано в библии является главным различием между евреями и другими народами и их богом. В позднем иудаизме имя бога считается настолько священным, что его нельзя произносить вслух. Мы точно не знаем, что оно означает и как его произносить. Но судя по всему это имя бога Израиля. То есть, в каком-то смысле обращением к нему было слово Бог, а его именем четыре буквы «YHWH». Предполагается, что оно произносится как Яхве. Но слово Яхве появляется только в еврейской библии. Его имя не встречается ни в одном ханаанском тексте или в истории. Так где же евреи нашли своего бога?

Поиски происхождения Яхве опять приводит ученых в древний Египет. Здесь в царском городе Карнаке более тысячи лет фараоны прославляли свою власть, возводя статуи-обелиски и вырезая фрески на стенах храмов. Здесь на северной стене Карнаке есть сцены изображающие победы и битвы Сети I отца Рамсеса великого. Они были созданы в честь одной из величайших побед Сети I над кочевым племенем Шасу. Шасу были народом жившим в пустынях на юге Ханаана, на территории современного Иордана и северных районах Саудовской Аравии примерно в тоже время когда появились евреи. В египетских тексте говорится, что название одного из мест где жили Шасу состояла из букв Y, H, W и вероятно произносилось как «яху». Вполне возможно что это было имя их Бога покровителя. Это имя «Яху», удивительным образом напоминает YHWH (Яхве) имя еврейского бога. В библии, место где жили Шасу называется Медианом. Именно там, как говорится в библии, Моисей впервые встретил Яхву в виде горящего куста. Это случилось до Исхода.

не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.

И сказал еще Бог Моисею:

Так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род.

Исход 3:5,15

И так, в египетских источниках мы находим слово похожие на имя Яхве и описываемые события происходят недалеко от Медианы. Моисей был в Медиане, и там ему явилась божество и раскрыло ему свое имя «Яхве». Эти волнующие связи заставляют специалистов по изучению библии вновь заняться исследованием истории об исходе.

Поскольку свидетельств подтверждающих массовой миграции нет, некоторые ученые считают, что небольшая группа людей действительно убежала из Египта, но это были не евреи а арабы Ханаане. По пути назад в Ханаан они прошли через Медиан, где их вдохновили истории о Боге Шасу по имени Яхве. Наверное, была некая группа людей бежавших из Египта имеющих опыт поклонения Богу. Вероятно, это была очень небольшая группа людей, но весьма важная, с точки зрения идеологии. Они дошли до центрального нагорья страны, где повстречали племена, убежавшие из ханаанских городов-государств.

История спасения нашла отклик в этом формирующемся равноправном обществе. Освобожденные рабы приписывают свою свободу Богу, которого встретили в медиане и которого они стали называть Яхве. Они распространили идею о Боге олицетворявшим свободу и дававшим людям возможность оставлять себе плоды собственного труда. Это было столь мощное послание, что оно объединило людей и дало им новое самосознание.

Ханаанский Бог в виде быка
Эль - один из главных богов у Ханааниев, часто изображался в виде быка

Самосознание евреев. Это была смесь из лишенных прав ханааниев, рабов убежавших из Египта и даже кочевников решившись вести оседлый образ жизни. Библия называет их смешанной толпой. Согласно еврейской библии древний Израиль это пестрая толпа. Теперь мы знаем, что так оно и было. Но и этих людей объединяли новые взгляды. Избранный народ может действительно оказаться народом выбравшим свободу.

История бегства сначала передававшаяся из уст в уста в стихах, помогла сформировать коллективные самосознания племен. Позднее когда ее записали, она стала центральной темой библии, исходом и божественным спасением. Спасение с помощью бога родом из медиана как и говорится в библии, и принятого евреями как символ их исхода из рабства к свободе. Значит это и есть рождения монотеизма. В привычном понимании различия между древними евреями и их соседями состояла в том, что соседи поклонялись множеству различных богов и богинь, а евреи почитали одного истинного бога.

Эта фигурка быка, которая скорее всего олицетворяет Эла главного бога из всех ханаанских божеств. Один из тысяч идолов обнаружены в местах где селились и евреи. Евреи часто поклонялись другим богам. И так, по крайней мере на уровне практики, многие евреи если не большинство не были монотеистами. Эти археологические свидетельства ставят под сомнение библейскую модель поклонения евреев единому богу. Но слова, мысли и помыслы обладают созидательной силой. Пытаясь определить себя как уникальный народ поклоняющиеся лишь одному богу, авторы еврейской библии посадили семя, которые впоследствии взошло и стало основой монотеизма практикуемого тремя основными религиями нашей культуры сегодня. Планировали ли это Моисей и другие авторы или нет, но история ветхого завета укоренилась в душах миллионов людей, которые находят успокоения и веру в словах библии.

Оценить статью:
Поделиться статьей:
Похожие статьи:
Утраченное евангелие от Фомы

Утраченное евангелие Марии Магдалины

Многие века христиане верили, что только четыре евангелие отражают жизнь и проповеди Иисуса Христа. Когда была найдена первая из утерянных евангелий, их вере был нанесен удар. Но самое поразительное из утерянных писаний, было найдено в Египте в 1896 году. У этого евангелие был удивительный автор. Это евангелие было написано женщиной, при чем не просто женщиной, а вероятно самой Марией Магдалиной. При чем это была, не та раскаявшаяся блудница Магдалина, это была любимая ученица, членом близкого круга. До нас дошли несколько уцелевших кусков, но даже они передают истинное значение Марии. Если евангелие от Марии подлинное, это значит, что женщина некогда занимала ведущее место в христианской церкви. Мария Магдалина была не блудницей, а предводителем апостолов. Это означает, что в религии, где много веков главенствующее место занимали мужчин... В евангелие от Марии детально изложены тайные инструкции Иисуса о жизни, смерти и рае, которые Иисус лично изложил Марии. В канонических евангелиях загробная жизнь описана как блаженный рай. Но в евангелие от Марии, в загробной жизни душа совершает странное путешествие...

Подробнее
Утраченное евангелие от Петра

Утраченное евангелие от Петра

В 1886 году, французские археологи нашли в Египте древнюю христианскую могилу с неожиданным сокровищем. В ней в VIII веке был похоронен монах с книгой в руке с названием «Евангелие от Петра». Это было первое найденное утраченное евангелие. Мог ли написать это утраченное писание о жизни Иисуса глава апостолов Симон, именуемый Петром – собственноручно? Если это так, то тогда это меняет всю историю христианства. Потому что евангелие от Петра, рассказывает нам иную версию жизни Иисуса. В евангелие от Петра, Римляне к всеобщему удивлению сочувствовали Иисусу. Там говорится, что он не страдал от ран на кресте. Но самым шокирующим было утверждение Петра, что он был свидетелем воскрешения Иисуса. Описание начинается с утра третьего дня после смерти Иисуса, когда римские солдаты охраняли могилу умершего мессии... Однако, древние авторы упоминали это евангелие. Один епископ из Византии упомянул его в своей книге в 190 году нашей эры. Можно отследить это евангелие от второго века нашей эры, но не раньше. Истории в евангелие от Петра, похожи на другие евангелие, что возникает подозрение, что они были...

Подробнее
Утраченное евангелие от Иуды

Утраченное евангелие от Иуды

Примечательно, что оно противоречит всем христианским евангелиям. По этому, евангелие от Иуды вызвало не прекращающиеся споры с момента публикации в 2006 году. Если это подлинное и собственноручно написанное евангелие от Иуды, то нужно пересмотреть христианскую историю и теологию... Одно из недавних евангелие было найдено в 2006 году. Это самое противоречивое писание, поскольку его автором значился тот, кто предал Иисуса. Это утраченное евангелие от Иуды. Открытия в XX веке утраченных евангелий, изменило наше представление о христианских историях. Однако, последние, недавно обнаруженные евангелия ставят под сомнения фундаментальные основы христианского верования. В 2000 году, антиквар из Египта восстановил древний папирус. Как предполагалось раньше, его нашли неподалеку города Nag Hammada в Египте, где были найдены гностические писания. Оказалось, что это евангелие от Иуды. Когда документ прочли, оказалось, Иуда вовсе не был предателем, как это описывается в библейских евангелиях. В традиционной истории о распятии Иисуса на кресте, Иуда выдал Иисуса римлянам. А в найденном евангелие история предательства превращается в историю личной...

Подробнее
Утраченное евангелие от Фомы

Утраченное евангелие от Фомы

Евангелие от Фомы поразительный документ. Оно содержало изречения Иисуса. Много из того, что было написано в евангелие от Фомы можно встретить в новом завете. Разница только в том, что евангелие от Фомы является гностическим евангелием. В евангелие от Фомы, Иисус передает странное послание, тайное учение, которое отличается от традиционных евангелий. Традиционное евангелие учит, что Иисус единственный сын божий, а в евангелии от Фомы сказано... В Египте в близь города Наг-Хаммади, два крестьянина обнаружили запечатанный глиняный кувшин с очень ценным грузом, хранившийся там 1800 лет. В кувшине находились 52 отдельных текстов с названиями: Законы Петра, Апокалипсис Иакова, Евангелие от Фомы. Это были упомянутые древними летописцами утраченные евангелия, но спрятанные во время укрепления власти Константина в 325 году нашей эры. Эти писания были легендой до этой поры. Возможно, самая удивительная находка среди них было евангелие от Фомы. Евангелие от Фомы поразительный документ. Оно содержало изречения Иисуса. Много из того, что было написано в евангелие от Фомы можно встретить в новом завете. Разница только в том, что евангелие от Фомы является гностическим евангелием. Гностики были одной из сект раннего христианства, основной упор они делали на мистицизм, что расходилось с большинством предписаний христианских иерархов. Гностицизм был тайным учением и переводится с греческого как...

Подробнее

Комментарии